Вопрос 1. Каковы ключевые особенности ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во  ФГОС  последовательно  реализуется  системно-деятельностный  подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей,  результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы  и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, – предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной  деятельности.

Впервые  в  структуре  ФГОС  задаются  требования  к  условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся.

Вопрос 2. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?

На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования1, содержащая в своей структуре, наряду с другими компонентами, базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования нормативным документом не является.

Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит и учебного плана, осуществляется  в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Вопрос 3. Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей  компетенции относится их разработка?

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым  и утверждаемым в порядке, установленном Правительством России. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации2.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  является основой  для  разработки  примерной  основной  образовательной  программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (пункт 5.1 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На  основе  примерной  основной  образовательной  программы,  образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединённые вместе общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения  осуществляется  в  соответствии  с  Уставом  образовательного  учреждения.

Вопрос 4. Возможен ли поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

В настоящее время разработан и утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования будут разработаны до конца 2010 года.

 

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»: обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2011–2012 учебного года.

До 31 декабря 2010 года приём на обучение в соответствии с ФГОС будет осуществляться по решению образовательного учреждения, то есть обучение по ФГОС в 1 классах может быть начато в 2010–2011 учебном году по мере готовности образовательных учреждений.

Обязательным будет обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015–2016 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020–2021 учебного года.

Переход  на  ФГОС  может  осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих Стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах, начиная с  2012–2013 учебного года,  и в 10 классах – с 2013–2014 учебного года.

Вопрос 5. Какова периодичность утверждения ФГОС общего образования?

В соответствии со статьей  7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Вопрос 6. Как определить, готово ли образовательное учреждение к введению ФГОС?

В качестве критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС следует рассматривать следующие:

– разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

– нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение  и т. п.);

– приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

– определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном  процессе  в  соответствии  с  ФГОС  начального общего образования;

– разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

– определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

– разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

– осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

– обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Вопрос 7. Будет ли разработано учебно-методическое обеспечение ФГОС?

Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально-технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена в Интернете на сайте www.mon.gov.ru.

Утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки России от 23 июня 2010 г. № 697).

Ведется работа по формированию федерального перечня учебников под ФГОС.

Разрабатываются модели введения ФГОС, критерии и  показатели готовности региональных образовательных систем к введению ФГОС, модели мониторинга введения и реализации ФГОС.

Вопрос 8. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников?

ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Правила экспертизы учебников остаются прежними – чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г.,  регистрационный № 17623).

С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.

Вопрос 9. Что будет с коррекционными классами (школами)?

В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы реализуется проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время в утвержденном ФГОС начального общего образования определено, что он учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении  на основе ФГОС можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.

В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, в ФГОС общего образования. Данный подход согласуется с восприятием системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной составляющей системы образования России в целом и приоритетным развитием различных форм интегрированного образования обучающихся этой категории.

Вопрос 10. Приведёт ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на прием на работу (увольнение) работников образования?

При  введении ФГОС существенно не меняются место работы,  трудовая  функция  педагогического  работника  (в том числе его должность и вид  поручаемой  работы),  условия  оплаты  труда,  режим  рабочего  времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдет. Следовательно, не произойдет  и  существенных  изменений  определенных  сторонами  условий трудового договора.

Таким образом, введение ФГОС не повлияет на приём (увольнение) на работу сотрудников образовательного учреждения.

Вопрос 11. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и  в соответствии с какими документами?

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Стандарт предъявляет существенно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий.

Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере  реализацию требований к  результатам освоения основной образовательной программы.

Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне завершается разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Вопрос 12. Как финансово справиться с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы?

Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы (далее – ООП ) необходимо:

1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП.

2. Сделать экономический расчет стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.

3. Провести оценку условий реализации ООП, имеющихся по факту в каждом ОУ.

4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии  с ФГОС в разрезе каждой школы.

5. Вычислить величину региональных затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии  с ФГОС с учётом программы развития сети ОУ в регионах в соответствии с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).

6. Соотнести необходимые  затраты  с региональным графиком внедрения ФГОС (на 1,2 и 3 ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии  с ФГОС (по годам (всего n лет).

7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из n лет, ориентируясь на цены текущего года.

8. Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения норматива с учетом реальных цен.

9. Для обеспечения целевого расходования объёма средств норматива, направляемого  для  обеспечения  требований  к  условиям  реализации ООП в соответствии  с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.

Вопрос 13. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

В  качестве  содержательных  механизмов  такой  интеграции  является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.

В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

– разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности  в  таких  формах  как  социальное  проектирование,  коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

– кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

– предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

– взаимообучение специалистов, обмен опытом;

– совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:

на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);

– за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности

Вопрос 14. Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС?

Внеурочная  деятельность  в  соответствии  с ФГОС включена в основную образовательную программу, механизм финансирования ее реализации определяется Законом Российской Федерации «Об образовании»3 в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Время, отведенное  на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов за 4 года обучения. Образовательные учреждения  самостоятельно решают, как распределять эти часы по годам обучения,  по направлениям деятельности  и т. д.

Вопрос 15. Как финансово справиться с обеспечением введения до 10  часов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП?

Вариант 1.

Предлагается при формировании величины норматива финансирования брать для расчета средних удельных расходов только те учреждения, в которых эти требования ФГОС уже  соблюдены.

Вариант 2.

Необходимо планомерно в течение 10 лет обеспечить увеличение величины норматива на обеспечение выплат заработной платы и обеспечения требований к условиям реализации до 10 часов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

Для расчета объёма средств на обеспечения требований к условиям реализации для каждого ребёнка до 10 внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС можно воспользоваться рекомендациями, изложенными в ответе на вопрос 1.

Для расчета объёма средств на  обеспечения заработных плат педагогам, реализующим необходимый объём часов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС можно воспользоваться следующими рекомендациями по  дополнению модельной методики НСОТ.

Часы внеурочной деятельности оплачиваются в соответствии с рассчитанной стоимостью педагогической услуги за аудиторные часы.

Двн = Стп ∙  Ук ∙  Ч, где

Двн – доплата за внеурочную деятельность;

Стп – стоимость педагогической услуги;

Ук – количество учащихся в классе (группе);

Ч – количество часов работы в месяц по направлениям, отведенным на внеурочную деятельность  в соответствии с ФГОС (до 10 недельных часов).

Стоимость педагогической услуги (стоимость 1 ученико-часа) учителя по следующей формуле:

Стп = , где

Стп – стоимость педагогической услуги;

365 – количество дней в году;

245 – среднее расчетное количество дней в учебном году;

ФОТп(б) – базовая  часть  фонда  оплаты  труда  педагогических  работников;

НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности;

а1, а2, … а11 – количество учащихся в 1–11 классах;

в1, в2, в3 … в11 – годовое  количество  часов  по  учебному  плану в 1–11 кл.

Дополнительный годовой фонд оплаты труда образовательного учреждения (далее – ОУ), за внеурочную деятельность в первых классах

ФОТвн(D) = (Стп ∙  Ук ∙  10 ч. ∙  33 уч. н.) ∙  365 к. дн. / 245 раб. дн.,

где ФОТвн(D) – дополнительный годовой фонд оплаты труда ОУ учителей, направляемый на оплату внеурочной деятельности в первых классах;

Стп – стоимость педагогической услуги;

Ук – количество учащихся 1-х классов;

10 ч. – количество часов работы в неделю по направлениям, отведенным на внеурочную деятельность  в соответствии с ФГОС;

33 уч. н. – количество учебных недель в учебном году в 1-х классах в соответствии  с базисным учебным планом;

365 – количество дней в году;

245 – среднее расчетное количество дней в учебном году.

ФОТо = ФОТп + ФОТпр, где

ФОТо – фонд оплаты труда ОУ;

ФОТп – фонд оплаты труда учителей, осуществляющих учебный процесс;

ФОТпр – фонд оплаты труда прочего персонала, не связанного с учебным процессом.

ФОТп = ФОТп(б) + ФОТп(с) + КВ, где
                  70 %           25 %        5 %

ФОТп – фонд оплаты труда учителей;

ФОТп(б) – базовая часть ФОТп;

ФОТп(с) – стимулирующая часть ФОТп.

КВ – выплаты компенсационного характера, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Распределение фонда оплаты труда:

ФОТп(б) = ФОТп(аз) + НВ, где

                        85 %       15 %  

ФОТп(б) – базовая часть ФОТп;

ФОТп(аз) – фонд оплаты труда, обеспечивающий оплату аудиторной занятости (проведение уроков);

НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности учителя.

ФОТп(б) = ФОТп(аз) + НВ + ФОТвн(D), где

                     80 %       15 %       5 %    

ФОТп(б) – базовая часть ФОТп;

ФОТп(аз) – фонд оплаты труда, обеспечивающий оплату аудиторной занятости (проведение уроков);

НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности учителя.

ФОТвн(D) – дополнительный годовой фонд оплаты труда учителей, направляемый на оплату внеурочной деятельности.

Вопрос 16.  Обязан ли учитель при переходе на ФГОС пройти повышение квалификации?

Введение ФГОС общего образования – требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в  современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода –  методологической основы ФГОС.

В условиях перехода на ФГОС учителю целесообразно пройти повышение квалификации по данной проблеме.

На федеральном уровне предполагается разработать программы повышения квалификации, обеспечивающие готовность различных категорий педагогических и административных работников для успешного перехода образовательных учреждений на ФГОС (сентябрь 2010 г.),  организовать подготовку тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам введения Стандартов в субъектах РФ.

Поскольку переход на ФГОС предполагается осуществлять поэтапно, то и повышение квалификации также может быть организовано на протяжении определенного промежутка времени. Нет необходимости к 2011 г. обучить всех учителей начальных классов, а лишь тех, кто будет работать в 1 классе.

Вопрос 17. Как обеспечить финансирование создания условий, соответствующих требованиям к кадровым условиям реализации ООП в рамках ФГОС?

Для этого рекомендуется в состав норматива финансирования образовательного учреждения  включить расходы на ПК работников.

Средства на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений передаются  в составе субвенций муниципальным бюджетам в структуре регионального норматива финансирования общеобразовательного учреждения.

Муниципальные бюджеты доводят средства по нормативу до общеобразовательных учреждений, что обеспечивает доведение до общеобразовательных учреждений средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников.

В объёме выделенных в составе норматива средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательные учреждения самостоятельно планируют повышение квалификации педагогических и руководящих работников по утвержденным дополнительным профессиональным образовательным  программам в учреждениях, имеющих право на осуществление данного вида деятельности.

Расчет объёма средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений для включения в субвенции муниципальным бюджетам осуществляется на региональном уровне и для расчета объема средств на эти цели в сметах общеобразовательных учреждений по следующей методике.

Определяется объём средств регионального бюджета на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений на календарный год по формуле:

D = (D1 – T) ∙  k, где

D – годовой объем средств на  повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений на планируемый финансовый год;

D1 – годовой объем средств, предусмотренный в региональном бюджете, на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в предшествующем планируемому календарному году;

T – централизуемый объём региональных средств на организацию целевого повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений под реализацию задач региональной образовательной политики (значение Т не может быть более 25 процентов от значения D1). Централизуемый объём региональных средств на организацию целевого повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений под реализацию задач региональной образовательной политики распределяется на ко… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz