Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план для образовательного учреждения МКОУ Бобровская СОШ №1 - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план МКОУ Бобровская СОШ №1 составляется в соответствии с региональным базисным учебным планом.
Учебный план МКОУ Бобровская СОШ №1 разработан на основании следующих нормативных документов:
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1994 от 03.06.2011«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный №15785);
- приказа «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 760 от 27.07.2012;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
Учебным планом определяется:
- минимум содержания образования - минимальный набор базисных общеобразовательных областей и минимальное время на их изучение;
- содержание и объем регионального компонента образования;
- максимальная недельная нагрузка учащихся;
- объем школьного компонента.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок усвоения образовательных программ начального общего образования при 5-дневной учебной неделе. Продолжительность учебного года:
1 класс - 33 учебные недели, 2-4 классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для 1 класса - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); для 2-4 классов- 40 минут.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Региональный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в 5-8 классе , 34 учебные недели в 9 классе. Продолжительность урока - 40 минут.
Учебный план для 5 класса разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Обучающиеся 5 классов переходят на обучение по новым федеральным образовательным стандартам. Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки РФ.
Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-х летний нормативный срок освоения государственных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года - 35 учебных недель в 10 классе, 34- в 11 классе. Продолжительность урока - 40 минут.
Часы регионального компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
При проведении учебных занятий по иностранному языку (2-11 классы), технологии (5-8 классы), практических занятия по информатике и ИКТ, физической культуре (10-11 классы) осуществляется деление классов на две группы.
Начальное общее образование
Базисный учебный план начального общего образования ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования при пятидневной учебной неделе. Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Обучающиеся 1-2 классов перешли на обучение по новым федеральным образовательным стандартам.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Изучение учащимися со второго класса в объеме 2 часа в неделю предмета «Иностранный язык» способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет интегрирует разделы социально-гуманитарной направленности и основ безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» разделен на два - «Искусство (ИЗО) и «Искусство (Музыка)» в 3-4 классах, на изучение каждого из них отводится по 1 часу в неделю.
На преподавание учебного предмета «Технология» отводится 1 час в неделю в 1-2 классах, 2 часа в неделю в 3-4 классах. Для повышения эффективности учебной деятельности учащихся на последующих ступенях обучения и в соответствии с современными требованиями к процессу обучения, в качестве учебного модуля предмета «Технология» в 3-4 классах 1 час в неделю изучаются «Информатика и информационно-коммуникационные технологии(ИКТ)»
Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. Уроки физической культуры в специализированных спортивных классах по хоккею с шайбой 1-в, 2-е, 4-д в соответствии с «Положением о специализированных спортивных классах по хоккею с шайбой» проводятся на базе Ледового дворца им. В. Фетисова.
В 4 классе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики» для расширения знаний детей о духовных традициях родного народа и Отечества, его культуре и нравственных ценностях.
Основное общее образование
Учащиеся 5 классов переходят на обучение по новым федеральным образовательным стандартам.
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно - деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Исходя из этого в V классе на изучение учебных предметов «Обществознание», «География», «Биология» отводится по 1 часу неделю, «Основы духовно – нравственной культуры народов России» - 0,5 часа в неделю из федерального компонента. При проведении учебных занятий по иностранному языку предусмотрено деление классов на подгруппы.
Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (V-IX классы) представлен учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право), «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
По решению образовательного учреждения учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО) в 5-7 классах разделён на два - «Искусство» (ИЗО) и «Искусство» (Музыка), на изучение каждого из них отводится по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» - в 8, 9 классах (1 час в неделю), что призвано обеспечить непрерывность в преподавании данного учебного предмета.
Часы регионального компонента используются следующим образом:
- VI-VII класс учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» (1 час в неделю), что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования.
-VI-IX класс, интегрированный учебный курс «Краеведение» (1 час в неделю): в VI-VII классах изучается раздел курса «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области, в VIII-IX классах – раздел «Историческое краеведение», содержащий сведения об истории Воронежской области.
- VI-IX класс учебный предмет «Культура общения» (0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности.
- VI-VII класс учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (0,5 часа в неделю).
Направление использования часов компонента образовательного учреждения определяется в соответствии с образовательной программой учреждения:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5, 9 классах (1 час в неделю), в 6-7 классах (0,5 часа в неделю), т.к. в современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человек. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях. Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
- «Культура общения» в 5-7 классах (0,5 часа в неделю). Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.
- «Биология» 1 час в неделю в 6 классах для более полного изучения этого предмета.
5а класс имеет гуманитарную направленность, в связи с этим в этом классе из компонента образовательного учреждения введены следующие элективные курсы:
- «Речетворчество» (1 час в неделю), одной из задач элективного курса является воспитание творческой личности, с активной гражданской позицией, с четким мировоззрением через «речетворчество». Назначение данного курса состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, но и повысить интерес к художественной литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.
- "Основы робототехники" (0,5часа в неделю). Содержание и структура элективного курса «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.
- «Первый раз в пятый класс» (психологический практикум) (0,5 часа в неделю). Направлен на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей.
5б класс имеет естественнонаучную направленность, 5в – информационно - техническую направленность, в связи с этих в этом классах из компонента образовательного учреждения введены следующие элективные курсы:
- «Учимся с Intel» в 5б и 5в (по 1 часу в неделю), цель развитие навыков инновационного и технологического мышления учащихся. Работа по данной программе дает технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде.
- «Мир вокруг нас» в 5б (1 час в неделю), данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, биологии, валеологии, технологии, способствуя тем самым реализации межпредметных связей.
- «Живая география» 5в (0,5 часа в неделю), этот курс позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.
- «Тропинка к своему Я», проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.
В 7-8 классах введены элективные курсы:
- «Русская речь» в 8 классах по 1 часу в неделю с целью формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций школьников.
В рамках «мягкой профилизации» вводятся элективные курсы:
- «Практикум по решению задач по физике» в 7 классах 1 час в неделю с целью развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе, средств современных информационных технологий.
- «Удивительный мир химических веществ» в 8 классах 1 час в неделю для расширения интереса учащихся к миру химических веществ, приобретению необходимых практических умений и навыков.
- «В мире линий» в 8 классах 1 час в неделю направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их пространственного мышления и творческих возможностей.
-«Биологический практикум» в 8 классах по 0,5 часа в неделю в целях овладения современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии.
В IX классе часы компонента образовательного учреждения используются для организации предпрофильной подготовки обучающихся через организацию курсов по выбору (элективных учебных курсов), обеспечивающих успешное профильное самоопрелеление учащихся в отношении продолжения образования:
-«Биологический практикум» в 9 классах (0,5 часа в неделю), в целях овладения современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии.
- «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классах (0,5 часа в неделю) с целью систематизации знаний по русскому языку.
- «Подготовка к ГИА по математике» 9 класс 1 час в неделю для успешной сдачи ГИА и продолжения обучения на физико-математическом или техническом профилях.
- «Решение задач по химии повышенной сложности» 9 класс по 0,5 часа в неделю. Основная задача курса - познакомить учащихся с видами деятельности, необходимой для успешного усвоения профильной программы.
- «Практикум по решению задач по физике» 9 класс по 0,5 часа в неделю-курс предпрофильной подготовки.
- Профориентация в 9 классах 0,5 часа в неделю с целью подготовки к осознанному выбору профессии.
Основное общее образование
Учащиеся 5 классов переходят на обучение по новым федеральным образовательным стандартам.
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно - деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Исходя из этого в V классе на изучение учебных предметов «Обществознание», «География», «Биология» отводится по 1 часу неделю, «Основы духовно – нравственной культуры народов России» - 0,5 часа в неделю из федерального компонента. При проведении учебных занятий по иностранному языку предусмотрено деление классов на подгруппы.
Федеральный компонент базисного учебного плана начального общего образования (V-IX классы) представлен учебными предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право), «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология (Труд)», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
По решению образовательного учреждения учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО) в 5-7 классах разделён на два - «Искусство» (ИЗО) и «Искусство» (Музыка), на изучение каждого из них отводится по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Искусство» - в 8, 9 классах (1 час в неделю), что призвано обеспечить непрерывность в преподавании данного учебного предмета.
Часы регионального компонента используются следующим образом:
- VI-VII класс учебный предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» (1 час в неделю), что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования.
-VI-IX класс, интегрированный учебный курс «Краеведение» (1 час в неделю): в VI-VII классах изучается раздел курса «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области, в VIII-IX классах – раздел «Историческое краеведение», содержащий сведения об истории Воронежской области.
- VI-IX класс учебный предмет «Культура общения» (0,5 часа в неделю) с целью обеспечения преемственности в развитии устной речи и коммуникативной деятельности.
Среднее (полное) общее образование
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Эффективное достижение указанных целей возможно при освоении образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов и при введении профильного обучения, которые являются системой специализированной подготовки в старших классах, создания возможностей выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Профильное обучение за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Базисный учебный план среднего (полного) общего образования (X-XI классы) ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.
Региональный базисный учебный план для 10-11 классов содержит два уровня (базовый и профильный) федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Математика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в химико-биологическом профиле; «Математика», «Физика - в физико-математическом; «Математика», «Информатика и ИКТ» в информационно-технологическом, «Математика», «Химия», «Физика» в физико-химическом профиле.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального и регионального компонента базисного учебного плана.
В рамках 10 и 11 классов будут реализовываться четыре учебных плана: физико – математический профиль, физико – химический, информационно – технологический, химико-биологический.
Учащимся, не определившимся с профилем, предлагается класс с универсальным набором учебных предметов. В этих классах за счёт компонента образовательного учреждения введены: в 11б классе - 2 часа математики и 1 час ОБЖ, в 10б классе - 2 часа математики и 1 час ОБЖ. Исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, время, отведенное на элективные учебные предметы в универсальном классе, используется для подготовки к ЕГЭ по математике, русскому языку, химии, биологии, физике. В универсальных классах увеличено количество часов технологии к обязательному 1 часу добавлены 2 часа для изучения правил дорожного движения и 1 час для изучения устройства автомобиля (в 10а и 11б классах).
Часы компонента ОУ распределены в соответствии с целями и задачами образовательной программы:
2. 10 б – 2 часа математики и 1 час ОБЖ, элективные курсы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (1 час), «Решение задач на определение формул органических веществ»(1 час), «Уровни организации живой материи» (1 час), «Правила дорожного движения» (2 часа), «Устройство автомобиля» (1 час в неделю).
3. В 11а, б классах 1 час выделен на завершение курса географии и 1 час на изучении основ безопасности и жизнедеятельности.
4. Увеличение часов учебного предмета «Русский язык» в 10, 11 классах отражает возрастающую роль и значимость данного предмета для Государственной (итоговой) аттестации выпускников и включения его как обязательного при поступлении во все вузы и ссузы.
5. При проведении элективных курсов по математике, физике, химии предусмотрено деление классов на подгруппы.
Элективные учебные предметы - учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В 10-11 классах введены следующие элективные курсы: «Подготовка к ЕГЭ по математике», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», «Решение нестандартных задач по химии повышенной сложности», «Уровни организации живой материи», «Молекулярная биология», «Подготовка к ЕГЭ по биологии», «Методы решения задач по физике».
Элективные курсы выполняют следующие функции:
1) развития содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена… Продолжение »